Булла Виктор Карлович

1 августа 1883, Санкт-Петербург — 30 октября 1938, Левашово
Российский и советский фотограф, фотожурналист, один из пионеров кинематографии.
Участник Русско-японской войны (1904–1905).
Виктор Булла в 1899 году окончил Английское училище в Санкт-Петербурге. Фотографии обучался в Германии, специализировался как фотопортретист. Начал работать в фотоателье отца, знаменитого фотографа Карла Карловича Буллы, вместе с братом Александром. Еще мальчиком отец брал его с собой на всевозможные «выездные» съемки, а в 1904 году 21-летний Виктор был командирован редакцией журнала «Нива» на Дальний Восток освещать события Русско-японской войны.

После окончания войны Виктор вернулся к работе в семейном фотоагентстве, однако вскоре увлёкся кинохроникой. Совместно с братом Александром в 1909 году он открыл товарищество «Аполлон» по производству хроникальных и видовых фильмов. За два года его существования, кроме официальных хроник, братьями было выпущено около 40 картин. С 1911 «Аполлон» сменило новое кинопредприятие «Продафильм», которое занималось экранизацией произведений классической литературы.
Виктор Булла снимал события Первой мировой войны, революционные события 1917–1918 годов. Его фотография «Расстрел демонстрации на углу Невского проспекта и Садовой улицы 4 июля 1917 года» вошла в историю мирового фоторепортажа. Виктор стал автором многочисленных портретов Ленина, Зиновьева, Каменева, Сталина, принял участие в создании документального фильма о Февральской революции 1917 года («Хроника революции в Петрограде»). Динамичные и образные кадры фотографа послужили основой для режиссёров С. Эйзенштейна и М. Чиаурели при создании фильмов о революции 1917 года.

В 1928 году на выставке «Советская фотография за 10 лет» братья Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей, превзойдя числом, и разнообразием сюжетов остальных участников. Жюри присудило им почётный диплом, что считалось очень высокой наградой.
Семейный портрет Булла. В центре стоит Карл Карлович Булла, справа — Виктор Булла, слева — Александр Булла. 1914 г.
«Летопись войны с Японией» № 27
Фотограф Виктор Булла. Журнал «Нива», 1904 г.
В феврале 1904 года Виктор Булла выехал на Дальний Восток в составе Сибирской резервной бригады под командованием генерала Левенстама от редакции журнала «Нива». Его фронтовые репортажи публиковались в журналах «Нива», «Искры» и перепечатывались всеми издававшимися в то время в России газетами и журналами, а также зарубежными изданиями.

Виктор Булла оставил ценные фотодокуметы о гужевой переправе по льду Байкала во время Русско-японской войны 1904–1905 гг.

На фронте Виктор Булла находился в самом центре событий, часто принимая на себя обязанности «брата милосердия». Награждён серебряной медалью «За храбрость» для ношения на груди на георгиевской ленте за «самоотверженную работу по выносу раненых во время боя на Долинском перевале 14 июля 1904 г.». В Петербург он вернулся в 1906 году с большой коллекцией отснятого материала.


Изображение:
Русско-японская война. Порт Байкал.
Фотограф Булла В. К. 1904 г. (ЦГАКФФД СПб)

В еженедельнике «Летопись войны с Японией», было опубликовано более 175 фотоснимков Виктора Буллы.
Фотоснимки Виктора Буллы в журнале «Нива»
После национализации семейному фотоателье Булла, где продолжали работать Александр и Виктор, было присвоено название «Фотография Ленсовета». На основании постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1929 года и Постановления Президиума Ленинградского Совета от 29 апреля 1929 года негативы семьи Булла были переданы в Ленинградское областное архивное бюро.

В 1938 году Виктор Карлович Булла был арестован по доносу одного из сотрудников фотосалона, обвинен в шпионаже и расстрелян. Семья Булла была предана забвению. Снимки Виктора и Александра Булла печатались как анонимные или под другими фамилиями вплоть до 1980-х годов.
Виктор Карлович Булла был посмертно реабилитирован 1958 году.

Грандиозное фотографическое наследие Карла Буллы и его сыновей — ценнейший пласт российской и мировой фотокультуры, уникальная летопись российской истории рубежа XIX и XX веков.

Сохранившиеся негативы студии Карла Буллы хранятся сегодня в Государственном Эрмитаже, Российской национальной библиотеке и Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.