МИХАИЛ ЧУМАК

Байкальская переправа – преодолевая лёд забвения

Для того, чтобы история стала источником документального кинофильма, необходимо наличие некоторых условий и, пожалуй, главное из них – она должна быть интересна не только автору сценария и режиссеру. Авторы должны быть уверены в том, что фильм будут с интересом смотреть его зрители.

Когда мы впервые оказались у разрушенных пирсов порта Танхой и узнали при первом приближении сюжет Байкальской переправы, возникло убеждение, что перед нами не просто один из фрагментов богатой истории Байкала, а нечто большее.

Мы начали поиск научных работ, свидетельств, воспоминаний, публикаций, архивных документов, связанных с этой темой. Проанализировав весь доступный нам объем знаний, пришли к выводу о том, что Байкальская переправа – большой и очень важный сюжет национальной истории России.

Если отвечать совсем коротко на вопрос, в чем состоит роль Байкальской паромной железнодорожной переправы, то ответ будет таким. Если бы у России накануне и во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. не было переправы через Байкал, то география нашего государства могла быть совершенно иной. Россия могла потерять свои завоевания не только на Дальнем Востоке, но и в Восточной Сибири.

Сопоставляя факты из обширной базы первоисточников, мы увидели, что на границе XIX и XX столетий наше государство было втянуто в напряженное военно-политическое противостояние, которое неминуемо двигалось к открытому военному конфликту с Японией. Война была предрешена. В этом контексте нам также стали понятны причины, по которым строился Транссиб: не только экономические, но и военные, о чем свидетельствуют и его маршрут, и небывалые по скорости темпы прокладки железнодорожной магистрали на Восток. Байкальская переправа связала воедино Транссибирскую магистраль, обеспечив сквозное движение грузов, вооружений, техники, продовольствия и войск.

Погрузившись в эту увлекательную тему, мы увидели подлинный смысл и значение Русско-японской войны: несмотря на поражение русского флота, Россия сумела отстоять свои восточные рубежи, решив главную задачу этой военной кампании.

Причина, по которой история Байкальской переправы на протяжении ста лет оставалась в тени забвения, видится в сложности и противоречивости самого исторического процесса в России в XX веке. Многие значимые события национальной истории были забыты, оказавшись невостребованными по идеологическим мотивам.

По нашему мнению, формат исторического мемориала и связанного с ним документального фильма лучше всего подходит для создания предпосылок к преодолению исторического и культурного забвения, создает условия для возвращения интереса к героическим событиям прошлого у наших соотечественников.

Было бы неверно утверждать, что Байкальская переправа не изучалась. Такие работы были у байкальских краеведов и историков, однако они не известны широкой аудитории. Байкальская переправа не получила в этих работах должной исторической оценки. Надеюсь, что с открытием проекта в Танхое ситуация будет меняться.

Михаил Чумак
Кинорежиссёр.
Директор киностудии
«Атлас медиа».