«Но вотъ и Байкалъ — онъ далъ о себѣ знать сильнымъ охлажденіемъ температуры при приближеніи къ нему, хотя и воды красивой Ангары давали уже нѣкоторую свѣжесть. При стоявшей жарѣ это было болѣе чѣмъ пріятно.
На Байкалѣ ожидали насъ пассажиры почтоваго поѣзда, прибывшаго туда за пять часовъ ранѣе, и огромный пароходъ «Ангара». Ледоколъ «Байкалъ», принимающій въ себя поѣздъ и перевозящій его черезъ озеро, уже ушелъ и мы встрѣтили его на озерѣ возвращающимся обратно. Это замѣчательно грандіозное судно. Носильщики перенесли вещи на пароходъ, и мы поплыли по Байкалу, поверхность котораго была гладка какъ зеркало, а цвѣтъ воды совершенно изумрудный. <...>
Переѣхали мы Байкалъ, прибыли на пристань Танхой. Совсѣмъ китайское названіе. Оказывается же, — по словамъ служащаго на этой дорогѣ, — что это испорченное чисто русское слово. Въ этомъ мѣстѣ берегъ Байкала образуетъ очень тонкій мысъ и рабочіе еще при производствѣ развѣдокъ дороги назвали ее «тонкой», дѣлая удареніе на послѣднемъ слогѣ, а отсюда произошло названіе пристани и первой станціи «Танхой». Какъ гибокъ русскій языкъ и какъ ломаютъ его сами же русскіе люди!
На этой китайско-русской пристани насъ встрѣтилъ уже не начальникъ станціи, а комендантъ, оказавшійся впослѣдствіи очень любезнымъ человѣкомъ.
На рельсахъ при прибытіи парохода «Ангара» стоялъ арестанскій поѣздъ, въ которомъ везли арестантовъ на работы по кругобайкальской дорогѣ. Насъ продержали часа два на пароходѣ, причемъ передъ выпускомъ съ него на берегу появился г. комендантъ, и заявилъ:
— Въ поѣздѣ занимаютъ мѣста по чинамъ. Сперва гг. генералы, затѣмъ штабъ-офицеры и гг. военные врачи въ первомъ классѣ, затѣмъ оберъ-офицеры — во второмъ и третьемъ классѣ.
Лица мое и другого штатскаго г. Соколова, ѣдущаго по дѣламъ въ Харбинъ, вытянулись.
— А мы, штатскіе? — спросилъ я.
— Будете посажены на поѣздъ, если будутъ мѣста послѣ занятія мѣстъ гг. офицерами и врачами.
Но вскорѣ мы успокоились. Для насъ съ г. Соколовымъ нашлось свободное купе перваго класса.
По мѣрѣ приближенія къ театру войны, знаешь о немъ все меньше — газетъ не видишь никакихъ.
На пристани «Танхой» мы простояли шесть часовъ и двинулись далѣе. До станціи «Мысовой» Забайкальской желѣзной дороги ѣдемъ по берегу величественнаго Байкала, на которомъ въ этихъ мѣстахъ, несмотря на стоящія жары, еще плаваютъ огромныя льдины. Говорятъ, что Байкалъ очищается отъ льда часто лишь въ половинѣ іюня.
На переѣздахъ встрѣтили сперва поѣздъ съ партіей японцевъ въ арестантскихъ вагонахъ, а затѣмъ санитарный поѣздъ съ нашими ранеными въ тюренченскомъ бою — ихъ эвакуируютъ въ Иркутскъ и Красноярскъ. Къ сожалѣнію, нѣсколько минутъ стоянки не дали мнѣ возможности поразспросить этихъ чудо-богатырей, потерявшихъ въ славномъ бою столько отважныхъ товарищей.
На «Мысовую» приходимъ въ четыре часа утра, даю телеграммы о разрѣшеніи мнѣ выѣхать со ст. Манджурія далѣе.»