Куропаткин Алексей Николаевич

17 [29] марта 1848, Шешурино, Псковская губерния — 16 января 1925, там же
Русский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии (6 декабря 1900), генерал-адъютант (1902), военный министр (1898–1904), член Государственного совета, главнокомандующий действующей армией в годы Русско-японской войны (1904–1905).
Алексей Николаевич Куропаткин окончил 1-й кадетский корпус (1864 год), затем Павловское училище (1866 год). В 1867–1871 годах проходил службу в Туркестанском военном округе в должностях командира взвода и роты. Участвовал в Бухарских походах, награжден орденами св. Станислава и св. Анны 3-й степени с мечами и бантом.

После окончания в 1874 году Академии Генерального штаба находился в научной командировке в Германии, участвовал в военных действиях французских войск в Алжире. Принял участие в экспедиции в Большую Сахару.

Вернувшись в конце 1875 года в Россию, был переведён в Генеральный штаб и продолжил службу в штабе Туркестанского военного округа. За отличие в Кокандских походах награжден орденом св. Георгия 4-й степени.

Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов подполковник Куропаткин возглавлял штаб 16-й пехотной дивизии, командовал которой генерал М. Д. Скобелев. Отличился в сражениях под Ловчей, Плевной, при переходе через Балканы. За проявленное мужество и героизм Алексей Николаевич был произведен в чин полковника и награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени и золотой саблей с надписью «За храбрость».

В 1880–1881 годах принимал участие в Ахалтекинском походе генерала М. Д. Скобелева. Награждён Орденом Святого Георгия 3-й степени.

29 января 1882 года Куропаткин был произведён в генерал-майоры. Затем с 1883 по 1890 годы служил в Главном штабе, занимая ответственные должности.
В 1890 году был произведен в генерал-лейтенанты с назначением начальником и командующим войсками Закаспийской области (с 1890 по 1897 годы). За время его управления в области стали развиваться торговля, промышленность, земледелие, появились города и селения.

1 января 1898 года А. Н. Куропаткин назначен управляющим Военным министерством, а 1 июля того же года — военным министром, в этой должности состоял до 7 февраля 1904 года.

В Русско-японскую войну последовательно занимал должности командующего Маньчжурской армией (7 февраля — 13 октября 1904 года), главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии (13 октября 1904 — 3 марта 1905 года), командующего 1-й Маньчжурской армией (8 марта 1905 — 3 февраля 1906 года). После окончания Русско-японской войны являлся членом Государственного совета. В 1906 году издал «Отчет генерал-адъютанта А.Н. Куропаткина» (в 4-х томах).

В 1915 году назначен командиром Гренадерского корпуса, затем — командующим 5-й армией, в феврале 1916 года — главнокомандующим армиями Северного фронта, в июле 1916 года — Туркестанским генерал-губернатором.

После Февральской революции 1917 года А. Н. Куропаткин был отстранен от должности, арестован и отправлен в Петроград, но затем освобожден Временным правительством. В последующем Алексей Николаевич жил в своем имении Шешурино в Псковской губернии, преподавал в средней школе, занимался научной деятельностью. Скончался 16 января 1925 года и был похоронен у себя на родине.
А. Н. Куропаткин («Летопись войны с Японией» № 02)
А. Н. Куропаткин на ст. Танхой (журнал «Нива». 1904 г.)
Журнал «Нива». 1904 г.
Главнокомандующий Маньчжурской армией А. Н. Куропаткин прибыл в Иркутск вечером 8 марта 1904 года на специальном поезде. 9 марта в 7 час. 40 мин. он выехал поездом из Иркутска и в 9 час. 45 мин. был доставлен на станцию Байкал.

Через Байкал А. Н. Куропаткин со свитой и прислугой переправлялся на лошадях по ледовой дороге, прибыл в Танхой в 14 часов. К его приезду на станции был подготовлен специальный железнодорожный состав. Чтобы не мешать работе переправы, этот состав был подан не на пристань, а на станцию Танхой.

Состав специального поезда А. Н. Куропаткина (служебный вагон, столовая с инвентарём и пр.), был оставлен в Иркутске, так как организаторы переправы не нашли необходимым и возможным переправить его через Байкал. Поезд генерал-адъютанта был отправлен в Маньчжурию после возобновления работы паромной железнодорожной переправы.
23 мая 1904 года он был перевезён паромом-ледоколом «Байкал» в Танхой и затем передан на КВЖД.


Изображение:
Перекатка вагонов через Байкал.
Фотограф Булла В. К. 1904 г. (ЦГАКФФД СПб)


ДНЕВНИК А. Н. КУРОПАТКИНА
С 14 февраля по 25 марта 1904 г.
«11 марта. Забайкальская область, на ходу поезда.

На Байкале меня встретил князь Хилков. Осунулся, похудел, совершенно расстроил нервы. Очевидно, взял себе задачу не по своим физическим силам, но выполнил её с успехом: 65 паровозов (в разобранном виде) и 1600 вагонов удалось передать по рельсовому пути, установленному по льду, несмотря на массу трудностей и почти ежедневные трещины во льду. Некоторые части паровозов катились по рельсам, везомые несколькими лошадьми; котёл, остов ставились на две платформы, которые катились по рельсам тремя запряжками (парными) в санях. Вагоны катились по рельсам.

Передвижение нижних чинов тоже было организовано прочно. В день можно было посылать несколько эшелонов, но более четырёх, кажется, и не посылали. Этого пока хватает. На каждых четырёх человек наряжались сани, в которых везлись вещевые мешки, полушубки, если день теплый. В санях везлись все вещи солдат в сундучках, очень иногда больших, офицерское и ротное имущество, которое не уместилось на казённом обозе. Переход 44 версты. Шли бодро. Посредине пути устроен остановочный пункт. Дают обед. Кроме того, устроено две остановки, на которых дают чай. В Танхое остановочного пункта, к сожалению, не организовано. Открыта Красным Крестом хорошая обширная чайная. Тут все солдаты ещё раз получают горячий чай. Сомневаюсь, чтобы было особенно полезно на морозе тепло одетому (на озере Байкал) напиться горячего чаю и затем опять выходить на мороз. Пожалуй, простудных заболеваний прибавится, но пока не слышно. Телеграфировал о необходимости обработать как военную дорогу тракт Иркутск — Култук, нужный нам, когда на озере Байкал будет распутица… »