Железнодорожная станция Танхой примечательна двумя башнями-не близнецами. Подобные им встречаются на всем протяжении Транссибирской магистрали.

Но не каждой можно отыскать приметную деталь – наличие нивелирной геодезической марки. Танхойские водоемные башни – западная (из бутового камня) и восточная (из кирпича) – имеют особые геодезические знаки, служившие ориентиром для геодезистов, а затем и строителей начала XX века.
Не близнецы. Водоёмные здания на ст. Танхой. Автор фото Альбина Ергина
О марках на башнях хорошо осведомлён Роман Барков, исследователь геодезических знаков и исторических инженерных сооружений железных дорог. Роман много знает и о человеке, заложившем марку на западной башне:

– С начала построения высотной государственной геодезической сети России прошло уже 150 лет. Полтора века построения сети – огромный коллективный труд. Но среди множества безымянных или поименованных геодезистов, вложивших в это дело свои силы и знания, нет-нет, да и появится яркая личность с заметным индивидуальным вкладом. Как, например, герой сибирской нивелировки – Абель Кац, принявший православие перед сдачей экзамена на чин «коллежский регистратор» и получивший имя – Александр Александрович Александров.

Коллежский советник Александров заложил нивелирную марку на здании в Танхое в 1906 году при проложении линии Байкал – Мысовая.

В 1901 г. по просьбе директора Главной физической обсерватории служащий Омского военно-топографического отряда А. А. Александров начал поверочную нивелировку, целью которой служило обнаружение причин «несхождения» Большой сибирской нивелировки 1876 года с профилем вновь построенного участка Транссиба. Начав от уреза воды в озере Байкал, за три года Александров дошёл до Ачинска – 1303.3 км, заложив 127 нивелирных марок. Закончив поверку, на этом не остановился и пошёл дальше на запад.
Военный топограф, коллежский советник Александр Александрович Александров.
Источник: "Вестник геодезии, картографии, геоинформатики" (geovestnik.ru).
Фрагмент отчётной карты к временному каталогу сибирских нивелировок, отражающий линии Александрова. Источник: "Материалы для пополнения каталога высотной сети СССР. III" Москва, 1931 г.
Нивелирная марка, установленная А. А. Александровым в цоколе западной водонапорной башни станции Танхой в 1906 г.
На станции Тайга в 1904 году ход повернул к северу, дошёл до Томска (87.8 км, 4 марки), вернулся обратно и пошёл опять на запад. К 1906 г. линия через Ново-Николаевск (586.1 км, 64 марки), Омск (639.8 км, 69 марок) и Курган (541.2 км, 43 марки) протянулась уже до Челябинска (258.7 км, 23 марки), а в 1909 году Александров пошёл обратным ходом и к 1911 году дошёл до Ачинска. В 1912 году переехал обратно в Челябинск и начал прокладывать ход до Екатеринбурга (260.3 км, 31 марка), после него – до Тюмени (336.9 км, 37 марок), затем обратным ходом до Челябинска. В 1914-1915 годы проложен двойной ход от Омска до Тюмени (572.8 км, 130 марок), замкнувший полигон.
А.А. Александров с бригадой за работой.
Источник: "О нивеллировках в Западной Сибири". "Геодезический и топографический журнал", 1911 г.
В 1916 году односторонней нивелировкой Александров прошёл от Ново-Николаевска до Семипалатинска (654.7 км, 105 марок), в 1919 году – двойной нивелировкой от станции Юрга до Кольчугино (нынешний Ленинск-Кузнецкий) и от станции Топки до Кемерово (всего 238.1 км, 51 марка). Несмотря на возраст (Александрову шёл 62-й год), вполне вероятно он строил планы на нивелирование и в будущем году. Но по окончании работы в Кемерово и возвращении Александрова в Омск, там произошли большие перемены. В ноябре город покинул Верховный правитель России, вместо штаба которого управление приняли на себя бойцы Красной армии. Через четыре месяца, 25 марта 1920 года Александрова не стало. Причины его смерти (или гибели?) остаются пока неизвестными.
Геодезический знак – репер ГУГСК НКВД № 1546 – на восточной (кирпичной) водонапорной башне (1937 г.). Автор фото Альбина Ергина
Практически все результаты грандиозных нивелирных работ, выполненных Александровым, по большому счёту, в одиночку (суммарно 3521.7 км двойного хода, 2247.4 км одностороннего, 708 заложенных нивелирных марок) вошли в уравнивание 1932 года.

Большинство односторонних ходов Александрова было пройдено в обратном направлении другими топографами Омского ВТО, частично линии Александрова были переделаны в 1928 году А. П. Евтютовым.

Тем не менее, в схеме нивелирной сети от Урала до Байкала можно растянуть красным жирным шрифтом фамилию Александрова.

Впрочем, это ещё не всё. В 1898 году Александров предпринял подробную нивелировку города Омска, заложив 60 марок, которые «должны будут потом служить опорными пунктами при производстве технических работ, необходимых для благоустройства города».

Геодезический знак – репер ГУГСК НКВД № 1546 – на восточной (кирпичной) башне был заложен позднее Новосибирским аэрогеодезическим предприятием при проложении линии I разряда Култук – Баляга.


По материалам публикаций Р. Баркова.
Роман Барков у нивелирной марки (водоёмное здание станции Посольская). Автор фото Сергей Бутаков
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Роман Рудольфович Барков (г. Видное), астрономо-геодезист, член Санкт-Петербургской Ассоциации геодезии и картографии, историк-исследователь геодезических знаков, путешественник, преподаватель Школы наследия.

Из истории. В 1871 году было принято решение обеспечить территорию Российской империи единой высокоточной высотной основой в первую очередь, в военных целях, во вторую, для решения научных задач, в третью, в целях развития путей сообщения и выполнения строительных работ в городах. Работа была поручена Военно-топографическому отделу Главного штаба. Линии нивелирования прокладывали вдоль железных дорог – это на тот момент были единственные коммуникации, более-менее покрывавшие территорию страны. К тому же, дороги эти имели малые уклоны, что является наиболее благоприятным условием для нивелирования. Для закрепления высотных отметок на местности в качестве геодезических знаков были выбраны круглые чугунные дощечки с центральным отверстием, являющимся носителем высотной отметки. Такие дощечки были названы геодезическими марками. Марки размещались на расстоянии одна от другой сначала от 4 до 10 вёрст, затем (в 1885 году) интервал был увеличен до 25, в начале XX века опять возвратились к значению 5-10.

В 1905 году топографический отдел был переведён в Генеральный штаб, в 1918 году Корпус военных топографов был выведен в самостоятельную организацию, в 1925 ликвидирован, и вместо него создано Военно-топографическое управление, существующее до сих пор под названием Управление военных топографов.

В 1919 году было создано Высшее геодезическое управление (уже гражданский орган), и с 1920 года оно включилось в государственное нивелирование. Многократно менявший своё название, этот орган сейчас называется Росреестром.

К 1932 году вся густонаселённая часть территории страны была покрыта линиями нивелирования. В 1931-1934 годы было выполнено уравнивание всей высотной сети СССР. В связи с выявлением двухметровой погрешности при передаче высотной отметки от Балтийского моря к Тихому океану было принято решение Европейской части СССР (до Омска) работать в Балтийской системе высот, а Азиатской – в Тихоокеанской. С 1946 года вся страна работает в Балтийской системе высот.