СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Роман Рудольфович Барков (г. Видное), астрономо-геодезист, член Санкт-Петербургской Ассоциации геодезии и картографии, историк-исследователь геодезических знаков, путешественник, преподаватель Школы наследия.
Из истории. В 1871 году было принято решение обеспечить территорию Российской империи единой высокоточной высотной основой в первую очередь, в военных целях, во вторую, для решения научных задач, в третью, в целях развития путей сообщения и выполнения строительных работ в городах. Работа была поручена Военно-топографическому отделу Главного штаба. Линии нивелирования прокладывали вдоль железных дорог – это на тот момент были единственные коммуникации, более-менее покрывавшие территорию страны. К тому же, дороги эти имели малые уклоны, что является наиболее благоприятным условием для нивелирования. Для закрепления высотных отметок на местности в качестве геодезических знаков были выбраны круглые чугунные дощечки с центральным отверстием, являющимся носителем высотной отметки. Такие дощечки были названы геодезическими марками. Марки размещались на расстоянии одна от другой сначала от 4 до 10 вёрст, затем (в 1885 году) интервал был увеличен до 25, в начале XX века опять возвратились к значению 5-10.
В 1905 году топографический отдел был переведён в Генеральный штаб, в 1918 году Корпус военных топографов был выведен в самостоятельную организацию, в 1925 ликвидирован, и вместо него создано Военно-топографическое управление, существующее до сих пор под названием Управление военных топографов.
В 1919 году было создано Высшее геодезическое управление (уже гражданский орган), и с 1920 года оно включилось в государственное нивелирование. Многократно менявший своё название, этот орган сейчас называется Росреестром.
К 1932 году вся густонаселённая часть территории страны была покрыта линиями нивелирования. В 1931-1934 годы было выполнено уравнивание всей высотной сети СССР. В связи с выявлением двухметровой погрешности при передаче высотной отметки от Балтийского моря к Тихому океану было принято решение Европейской части СССР (до Омска) работать в Балтийской системе высот, а Азиатской – в Тихоокеанской. С 1946 года вся страна работает в Балтийской системе высот.