Семёнов Владимир Иванович

16 декабря 1867, Санкт-Петербург — апрель 1910
Российский морской офицер, капитан 1-го ранга, участник
Русско-японской войны (1904–1905), писатель и публицист.
В. И. Семёнов в 1887 году окончил Морское училище и был произведён в мичманы с зачислением в 8-й флотский экипаж. В 1888 году был назначен на канонерскую лодку «Манджур», на которой совершил свой первый поход на Дальний Восток в составе Тихоокеанской эскадры.

С 1890 по 1892 год проходил службу на броненосном фрегате «Адмирал Нахимов», эскадренном броненосце «Император Александр II».

С июля по октябрь 1893 года принимал участие в Енисейской гидрографической экспедиции на пароходе «Лейтенант Малыгин». В 1894 году в Санкт-Петербурге был издан его очерк «Забытый путь из Европы в Сибирь. Енисейская экспедиция 1893 года».

После окончания в 1895 году гидрографического отделения Николаевской морской академии назначен в заграничное плавание старшим штурманским офицером на крейсер «Дмитрий Донской».
В марте 1898 года принимал участие в занятии Порт-Артура. Занимал должность старшего флаг-офицера штаба, а затем флагманского штурмана Тихоокеанской эскадры.

В 1900 году участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания в Китае. Награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» за взятие фортов Таку и японским орденом Восходящего Солнца 5-й степени.

В феврале 1901 года назначен старшим штурманским офицером эскадренного броненосца «Цесаревич». Кампанию 1901 года провел в должности старшего флаг-офицера штаба начальника Учебно-Артиллерийского Отряда контр-адмирала З. П. Рожественского (на крейсере «Минин»). В 1901–1903 годах служил адъютантом штаба Кронштадтского порта. Командовал по совместительству миноноской № 29.

В. И. Семёнов выехал на Дальний Восток накануне Русско-японской войны. В конце января 1904 года пересёк озеро Байкал на тройке по ледовой дороге.

Изображение:
Русско-японская война. Переправа войск по льду озера Байкал. 1904 г.
«Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904–1905 гг.». П. фон-Кауфман. СПб, 1909.
«Я выехал из Петербурга с курьерским поездом вечером 16 января.

<...>

Отчетливо, как сейчас, помню переезд через Байкал по льду. Не воспользовавшись правом пассажира экспресса занять место в неуклюжих железнодорожных пошевнях, взяв лихую тройку (идя на войну — чего ж считать деньги!), я, около полдня, отвалил со станции Байкал на станцию Танхой — 43 версты по льду озера-моря. Был чудный, солнечный день с морозом 10–12°С, при полном штиле. Тройка с места взяла марш-маршем и только верст через пять-шесть перешла на крупную рысь. Ямщик обернулся ко мне:

— Слышь, барин! В полпути — постоялый. Поднесешь стаканчик — уважу!

— Будь благонадежен: не обижу!

Ямщик слегка привстал, свистнул, и — коренник зарубил такую дробь, пристяжные свились в такие кольца, что только морозная пыль клубом встала за нами!.. Вот где, на Байкале, еще сохранилась русская тройка, воспетая Гоголем!..

В чистом, морозном воздухе горы противоположного берега выступали так отчетливо, что привычный «морской» глаз совершенно терял свою, долгой практикой приобретенную, способность оценивать расстояния. Казалось, они совсем близко; казалось, видишь самые мелкие складки гребня и в них налеты снега, — а на деле это были глубокие ущелья, под снегами которых можно было бы похоронить целые города…

Со станции Байкал несколько раньше меня на такой же «вольной» тройке отвалил, не скажу молодой, но моложавый генерал. Должно быть, у него не было особого уговора с ямщиком, потому что версте на 15-й мы его обогнали, как раз в то время, когда он, забрав по целому снегу, объезжал какую-то воинскую команду, переходившую Байкал пешком. В наушниках, с ружьями, у кого на правое, у кого на левое плечо, солдаты, а с ними и офицеры, шагали по плотному, подмерзшему насту так бодро, так весело… — Мне вдруг вспомнилось тургеневское «Довольно», — журавли, летящие в небе и ведущие гордую перекличку со своим вожаком: «Долетим? — Мы — долетим!»

И в этой, казалось бы, нестройной толпе, не соблюдавшей равнения ни «в рядах», ни «в затылок», в их широком, свободном шаге, в окриках и взрывах смеха, внезапно вспыхивавших и прокатывавшихся по колонне, — мне почуялась та же гордая сила, та же уверенность в себе, что и в тургеневских журавлях.

— Долетим? — Мы — долетим!..

Не я один это чувствовал. Генерал, ехавший впереди, вдруг скинул шубу, в которую был закутан, распахнул свое пальто на красной подкладке и, став в санях, как-то особенно задорно и радостно крикнул: «Здорово, молодцы! Бог в помощь!»

— Рады стараться! Здравия желаем! Покорнейше благодарим! — загудело по колонне.

Генерал махал фуражкой, кричал еще что-то, чего нельзя было разобрать, и мимо нас мелькали молодые… разрумянившиеся на морозе, радостно улыбавшиеся лица. Солдаты и офицеры тоже что-то кричали, махали фуражками, поднимали кверху ружья…

— Долетим? — Мы — долетим!

С какой силой, полное надежды и веры в будущее, билось сердце! Как бодро, как весело было на душе!..

Да, прав был адмирал Р., - думалось мне, — это уже война!

На той стороне Байкала, в Танхое, нас ожидал экспресс Восточно-Китайской дороги.»
В годы Русско-японской войны В. И. Семёнов в числе немногих стал участником и Порт-Артурской, и Цусимской кампаний. В 1904 году был назначен в Порт-Артурскую эскадру Тихоокеанского флота старшим офицером крейсера 2-го ранга «Боярин». В пути к месту назначения его застала весть о начале войны с Японией и гибели крейсера. С 1 февраля 1904 года назначен командиром миноносца «Решительный».

С прибытием в Порт-Артур командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала С. О. Макарова, назначен старшим офицером крейсера «Диана». Участвовал в ночных боях на рейде и других операциях у побережья Квантуна. Работал переводчиком в штабе эскадры.

В марте 1904 года произведён в капитаны 2-го ранга. В июле 1904 года участвовал в Шантунгском сражении. На повреждённом крейсере «Диана» прорвался в Сайгон, где 29 августа 1904 года крейсер был интернирован.

Осенью 1904 года покинул Сайгон и присоединился ко 2-й Тихоокеанской эскадре в Либаве в качестве пассажира. 2 октября 1904 отплыл на борту «Князя Суворова» из Либавы в Тихий океан. В ноябре
1904 года был назначен одним из четырёх флагманских штурманов эскадры. В феврале 1905 года получил назначение начальника военно-морского отдела эскадры.

14 мая 1905 года В. И. Семёнов участвовал в Цусимском сражении, был тяжело ранен (получил пять осколочных ранений). 15 мая 1905 попал в плен вместе с адмиралом Рожественским и другими офицерами на миноносце «Бедовый». В ноябре – декабре 1905 года вернулся в Россию через Владивосток и Сибирь. В 1906 году был предан суду по обвинению в сдаче «Бедового». Был оправдан.

В 1907 году В. И. Семенов подал в отставку и был уволен со службы в чине капитана 1-го ранга с мундиром и пенсией. Остаток своих дней Владимир Иванович целиком посвятил литературной работе. Мировую писательскую известность он получил благодаря биографической тетралогии «Расплата» («Порт-Артур», «Поход 2-й эскадры», «Бой при Цусиме» и «Цена крови»). Ещё при жизни автора книги были переведены на девять языков, в том числе и на японский.

В апреле 1910 года скончался от последствий ранения в возрасте 42 лет.