Великий князь Борис Владимирович

12 [24] ноября 1877, Санкт-Петербург —
9 ноября 1943, Париж
Великий князь, Свиты Его Величества генерал-майор, третий сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, внук императора Александра II, двоюродный брат Николая II.
2 августа 1896 года выпущен из Николаевского кавалерийского училища корнетом в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк.

12 ноября 1897 года назначен флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству со старшинством с 1898.

В августе 1903 года отчислен из полка в Свиту.

Участник Русско-японской войны 1904–1905 гг.
Во время Первой Мировой войны командовал лейб-гвардии Атаманским полком, затем являлся Походным атаманом всех казачьих войск при императоре Николае II.

Во время Февральской революции 1917 находился в Петрограде. Единственный из семьи после отречения отправился на помощь к Государю в Ставку (Могилёв). В 1919 году эмигрировал через Константинополь в Париж, позже переехал в Италию. Погребен в г. Контрексвилль, деп. Вогезы, Франция.
Великий князь Борис Владимирович (журнал «Нива», 1904 г.)
Великий князь Борис Владимирович (на заднем плане) по дороге на Дальний Восток.1904 г. (РГАКФД)
Альбом «Русско-японская война 1904–1905»
С началом Русско-японской войны Борис Владимирович был назначен в распоряжение наместника на Дальнем Востоке адмирала Е. И. Алексеева. Был свидетелем гибели броненосца «Петропавловск» (на котором вместе с адмиралом С. О. Макаровым находился его брат великий князь Кирилл Владимирович).
Служил в штабе главнокомандующего действующей армией генерала А. Н. Куропаткина, принимал участие в боях. В декабре 1904 года награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» за дело при Хаояне и произведен в штабс-ротмистры.
Великий князь Борис Владимирович выехал на фронт в феврале 1904 года скорым поездом № 2. В этом же поезде на Дальний Восток выехал художник В. В. Верещагин. Великий князь прибыл в Иркутск 8 марта, пересёк озеро Байкал на тройке по ледовой дороге. На станции Танхой для него был выделен вагон первого класса. Из Танхоя на восток Борис Владимирович выехал с опозданием на 7 час. 40 мин. Оно было вызвано поздним прибытием почты и багажа для багажного поезда № 4, к которому был прицеплен вагон великого князя, а также задержкой паровоза.

К возвращению Бориса Владимировича с театра военных действий Байкальская железнодорожная переправа работала на полную мощность. Великий князь переправился через озеро на пароме-ледоколе «Байкал» 10 августа 1904 года, и в этот же день вечером он отбыл из Иркутска в Петербург.



Изображение: Порт Танхой. Фотограф Булла В. К. 1904 г. (ЦГАКФФД СПб)
«Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904–1905 гг.».
П. фон-Кауфман. СПб, 1909.