Вилькен Павел Викторович

12 [24] июля 1879, Ревель — 31 января 1939, Хельсинки
Капитан 1-го ранга Российского императорского флота. Участник Русско-японской войны (1904–1905), Первой мировой и Гражданской войн.
Сын вице-адмирала в отставке Виктора Егоровича Вилькена и его жены Сигрид Александры, урожденной баронессы Седеркрейц-Энгеншерна.

Окончил Морской кадетский корпус (1899 год), мичман.

Участник Китайского похода 1900−1901 годов.

Участник Русско-японской войны 1904−1905 годов, лейтенант (1904 год).

После Русско-японской войны назначен артиллерийским офицером на крейсер «Адмирал Макаров». В 1909 году произведён в старшие лейтенанты и поступил на военно-морское отделение Николаевской морской академии.

По окончании вернулся старшим офицером на крейсер «Адмирал Макаров», 6 декабря 1912 года был произведён в капитаны 2-го ранга.
Командовал эскадрёнными миноносцами «Лёгкий» (1914 год) и «Сибирский стрелок» (1915–1916 годы). Капитан 1-го ранга, начальник разных дивизионов эскадренных миноносцев Балтийского флота.

Командир линейного корабля «Севастополь», на котором в апреле 1918 года принял участие в переходе кораблей Балтфлота из Гельсингфорса в Кронштадт («Ледовый поход»).

С июня 1919 года в Северо-Западной армии, командир отряда быстроходных катеров. В эмиграции жил в Финляндии, в марте 1921 года принял участие в Кронштадтском восстании, после подавления которого по льду залива вернулся в Финляндию.

В 1928–1931годах возглавлял группу русских морских офицеров в Гельсингфорсе. В 1931 году возглавил Объединение бывших русских морских офицеров в Финляндии.
Капитан 2-го ранга Вилькен Павел Викторович. Эскадренный миносец «Легкий», 1914 г.
Крейсер «Адмирал Макаров». П. В. Вилькен сидит четвертый справа во втором ряду.
Эскадренный броненосец «Победа», на который был назначен П. В. Вилькен в феврале 1904 года.
26 января 1904 года барон П. В. Вилькен выехал на Дальний Восток скорым поездом. Озеро Байкал пересёк 7 февраля на тройке по ледовой дороге.

В Порт-Артуре был назначен младшим артиллерийским офицером на эскадрённый броненосец «Победа». Участвовал в бою с японским флотом в Желтом море 28 июля (10 августа) 1904 года. В декабре 1904 года он добровольно участвовал в постановке мин заграждения на миноносце «Сердитый» под командованием лейтенанта А. В. Колчака. На поставленных минах в ночь на 13 декабря 1904 года подорвался японский крейсер «Такасаго». Накануне сдачи Порт-Артура, не желая сдаваться в плен, прорвался на паровом катере броненосца «Победа» в китайский порт Чифу. За отличия в боях на море и на фортах крепости П. В. Вилькен награждён многими орденами.


Изображение: Движение колонны через Байкал. Фотограф В. К. Булла. 1904 г.
«8. II. 1904, ст. Бада.

Милая Миля. Долго тебе не писал, но это потому, что три последних дня было много хлопот и беспокойства. Приехали мы в Иркутск 5-го около 6 вечера и должны были в 5 ч утра отправиться на Байкал. В 8 часов меня застал в Иркутске скорый поезд, на котором приехал Иессен. От него я получил письма от мамы. Кроме него приехало еще 8 офицеров. Я был очень рад, что дальше поедем в большой компании, а то одному скучно. В 11 ч вечера по дороге из Иркутска произошло крушение воинского поезда, 1 человек убит, 18 — ранено. Из-за этого мы из Иркутска выехали только 6-го в 6 ч вечера. В Иркутске был в городе и купил себе хороший тулуп и шапку для переезда через Байкал. Ночь с 5-го на 6-е не спал, т. к. важнее было и пришлось смотреть за командой, которая разбежалась и напилась. Только к самому отходу поезда удалось всех собрать, на что я даже перестал рассчитывать. На Байкал приехали в 9 часов вечера и подвод для команды не оказалось. К 12 ч ночи удалось их поместить на ледоколе «Ангара», а в час пришли сказать, что подводы готовы и дали тулупы и валенки. В три часа мы выступили.

К 7 часам утра я приехал на тройке на станцию, построенную на середине Байкала, а в 8 пришла команда. Тут оказалось, что команда забыла мои вещи на станции, так что я поехал назад, а они пошли дальше. Вещи свои я нашел, и в 3 часа дня приехал в Танхой, целых 86 верст, при 25º морозу. Команда дошла вся счастливо. В Танхое провели день, причем пришлось устраивать команду, которой нечего было есть, а затем сидеть с нашими дамами, которые ехали из Артура и претерпели массу бедствий. Им я отдал мой тулуп, т. к. у них не было ничего теплого. Все офицеры уехали в 5 ч вечера со скорым поездом, а я в 8 часов с почтовым опять один. Между дамами была madame Беренс, муж которой на «Варяге», и она до сих пор не знает, жив он или погиб, вот положение. Ей я и дал тулуп. В 8 часов уехали из Танхоя. В 3 часа ночи я кормил еще команду и затем лег спать, и спал до 5 часов вечера. Пишу на ходу поезда, а поэтому выходит неважно.

Целует тебя крепко твой Павлуша.

11. II. 1904, ст. Чжаромтэ.

Дорогая моя Миля.

Хотел вчера написать тебе с станции Маньчжурия, но там было полно народу, стояли мы только 2 часа и в это время пришлось кормить команду и перебирать ее со всеми вещами в другой вагон. Эти два дня ничего особенного не случилось. Ехали мы от Танхоя в отвратительно грязном вагоне, хотя и 1-го класса <…>. Теперь мы попали на китайскую железную дорогу, новые вагоны, чистые, роскошно отделаны, со звонками к кондуктору и т. д., и надеюсь в этом вагоне доехать до Артура, почти совсем не трясет, так что писать отлично.

<…> Замечательное зрелище было на Байкале. На всем протяжении 40 верст тянется почти непрерывная черная лента народу, с маленькими перерывами, все партии запасных, целые роты, присланные из России. Запасные идут без офицеров, сами, лишь из сознания долга. От 3 до 5 тысяч приходит каждый день. Цель у всех Харбин, там будут собраны наши все силы. <…>

Крепко целует тебя твой Павлуша.»




Изображение: «Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904–1905 гг.». П. фон-Кауфман. СПб, 1909.