Панорама Великого Сибирского пути — уникальное художественное произведение, запечатлевшее сооружение Транссиба. Оно представляет собой акварельные рисунки на бумажной ленте длиной 955 метров. Создал панораму человек удивительной судьбы — врач и путешественник, писатель и художник Павел Яковлевич Пясецкий.

Панорама П. Я. Пясецкого

Получив в 1873 году учёную степень доктора медицины, Павел Пясецкий поступил на службу в Петербургское Военно-медицинское управление и одновременно вольнослушателем посещал класс профессора живописи П. П. Чистякова в Императорской Академии художеств. В качестве врача ему приходилось много путешествовать в составе различных экспедиций. Пясецкий бывал в Англии, Франции, Китае и Японии, участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, посетил в составе посольства Тегеран, путешествовал по Кавказу, Средней Азии и Сибири. Попутно он зарисовывал пейзажи, города и жанровые сцены, выработав при этом свою оригинальную технику. Многочисленные акварели Пясецкий наклеивал на холст в тематической и хронологической последовательности, создавая «живописные повествования» длиной от 65 до 127 метров. Акварельные панорамы путешествий художник с большим успехом демонстрировал на публичных чтениях в Петербурге.
Художник П. Я. Пясецкий
Художник П. Я. Пясецкий
П. Я. Пясецкий. Демонстрация панорамы Закаспийской железной дороги на публичной лекции в Санкт-Петербурге (журнал «Нива», 1985 г., №3)
Основные работы художника:
1877–1878 гг. — путешествие по Китаю (в составе Первой русской географической экспедиции в Китай); 1877–1978 гг. — путь санитарного отряда по Болгарии во время Русско-турецкой войны; 1891–1992 гг. — панорама Закаспийской военной железной дороги; 1895 г. — панорама Персии (путешествие дипломатической миссии в Тегеран); 1894–1903 гг. — панорама Великого Сибирского пути. Также Пясецкий документировал события жизни императорской семьи: «Москва в дни священного коронования 1896 года», «Пребывание Их Императорских Величеств во Франции» (1896 г.), «Панорама Лондона в дни празднования юбилея королевы Виктории» (1897 г.), «Вторичное посещение Их Императорскими Величествами Франции» (1901 г.).
Художник П. Я. Пясецкий
Триумфальная арка в Реймсе
Фрагмент панорамы «Пребывание Их Императорских Величеств во Франции в 1901 г.»
Самым грандиозным творением художника стала панорама Великого Сибирского пути. Созданием этого шедевра мы обязаны Комитету Сибирской железной дороги (КСЖД) и императору Николаю II. Уже на первоначальном этапе строительства было решено запечатлеть художественную панораму возведения Транссибирской магистрали. С этим предложением КСЖД обратился к Павлу Яковлевичу Пясецкому, хорошо известному чиновникам и императорскому двору. На акварельном полотне предстояло изобразить огромное пространство самой протяженной в мире железнодорожной магистрали. Это был невиданный по масштабу труд, продолжавшийся почти 10 лет. К созданию первого рулона Пясецкий приступил в 1894 году, начав работу от Волги (г. Сызрань) и доведя ее до Челябинска. Летом и ранней осенью в специальном вагоне-мастерской художник выезжал на очередной участок Транссиба. Он зарисовывал процесс строительства железной дороги, станции, разъезды, мосты и переправы, а в городах старался запечатлеть улицы, площади, достопримечательности, местные промыслы и ремесла.
Панорама П. Я. Пясецкого «Виды Транссибирской магистрали». Бумага, акварель. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2016
Иллюстрированное приложение к газете «Новое время» (1903 г.)
В 1899 году П. Я. Пясецкий запечатлел еще строящуюся Байкальскую переправу: сборку парома-ледокола «Байкал», строительство секционных доков в селе Лиственничное, пристань в Мысовой.
Художник П. Я. Пясецкий. Фрагмент панорамы
С. Лиственничное, сборка парома-ледокола. Фрагмент панорамы П. Я. Пясецкого «Виды Транссибирской магистрали»
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2016
К 1900 году Пясецкий закончил основную часть работ. В этот год панорама была представлена на Всемирной выставке в Париже в павильоне, посвященном освоению Сибири, и вызвала огромный интерес посетителей. Фурор произвел и сам способ её демонстрации. Для этого в Париж был привезен железнодорожный состав из трех вагонов, которые в реальной жизни курсировали между Петербургом и Иркутском в составе курьерского поезда «Международного общества спальных вагонов и европейских скорых поездов».
Зрители занимали места в вагонах, и акварельная лента перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу. Аттракцион состоял из нескольких слоев объектов и картин, двигавшихся с разной скоростью. На первом плане со скоростью 300 метров в минуту перемещалась горизонтальная лента с наклеенными на нее песком и камнями; вторая лента с нарисованным кустарником двигалась со скоростью 120 метров в минуту, и на заднем плане медленнее всего (5 метров в минуту) — собственно акварельное полотно. Лента панорамы перекручивалась с одного цилиндра на другой. Словно в современном кинофильме, за окном разворачивались документальные сюжеты строительства Транссиба, жизни и природы Сибири, большие города чередовались с поселками, маленькими станциями и разъездами. В конце «пути» зрители выходили в двери с другой стороны и попадали в Китайский павильон. Панорама П. Я. Пясецкого была удостоена Большой Золотой медали Всемирной выставки, а художник был награжден орденом Почетного легиона Франции.
Установка вагонов в Павильоне русских окраин на Всемирной выставке в Париже, 1900 г.
Так описывал это зрелище корреспондент журнала «Нива»: «В Кремле есть еще один отдел, скорее уже принадлежащий к группе зрелищ: это панорама Сибирской железной дороги, устроенная бельгийским обществом спальных вагонов. По узкой лестнице поднимаемся на второй этаж и сразу попадаем в Москву на станцию железной дороги; у платформы стоит настоящий поезд из вагонов, которые предназначены к обращению между Москвою и Владивостоком или Порт-Артуром. Как известно, поезд этот отличается большою роскошью и комфортом; тут и вагон-ресторан, и вагон-гостинница, и ванные, и гимнастика, и неподвижный велосипед, и библиотека. По станции снуют наши кондуктора, артельщики; раздается звонок, все занимают места в вагонах (конечно за собою плату), свисток, и поезд медленно трогается, затем прибавляет ход, и перед изумленными зрителями мелькает Москва, поля, деревни, Волга и весь путь вплоть до Пекина, на станции которого нас встречают уже настоящие китайцы: мы в китайском отделе или вернее в китайском ресторане. В течение получаса, пока длится переезд, испытываешь совершенно впечатление путешествия: до того полна иллюзия. Панорама устроена очень остроумно и очень просто; она разделяется на три части: первый план – балласт, трава, телеграфные столбы, будки и пр.: второй план – все, что находится в настоянии 10 сажен от вагона, третий план – горизонт. Когда поезд трогается, приводится в движение и панорама, но в противоположную сторону, причем первый план движется с большею скоростью, чем второй, а второй быстрее третьего».
Рекламная афиша на Всемирной выставке в Париже 1900 г.
Рекламная афиша на Всемирной выставке в Париже 1900 г.
Панорама должна была перейти в собственность Министерства путей сообщения, но по ходатайству министра путей сообщения М. И. Хилкова была передана Русскому музею в 1901 году. В 1902–1903 годах Пясецкий зарисовал Китайско-Восточную железную дорогу, Байкальскую паромную железнодорожную переправу, и самая большая русская картина-панорама была полностью завершена. В 1904 году железнодорожный аттракцион был повторен на Всемирной выставке в американском Сент-Луисе.
Всемирная выставка 1904
Павильон на Всемирной выставке 1904 года (Louisiana Purchase Exposition, Сент-Луис, США)
После революции 1917 года уникальное творческое наследие П. Я. Пясецкого оказалось в забвении на долгие десятилетия. Судьба многих полотен неизвестна. В настоящее время панорама «Виды Транссибирской магистрали» хранится в фондах Государственного Эрмитажа. Она состоит из десяти рулонов около 50 см высотой и длиной от 54 до 133 метров. Благодаря финансовой поддержке ОАО «Российские железные дороги», в 2004–2008 годах в Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа живописное полотно было восстановлено, и создана его цифровая копия. В 2011 году издана иллюстрированная книга «Сибирский путь Павла Пясецкого».

В 2016 году Государственный Эрмитаж принял участие в проекте «Байкальская переправа» и передал в экспозицию фрагменты цифровой копии акварельного полотна. Благодаря современным технологиям, произведение можно просматривать почти так же, как это задумывалось самим художником. Спустя век перед зрителями снова разворачивается удивительное «живописное повествование» Павла Яковлевича Пясецкого — панорама Великого Сибирского пути.
Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа», Танхой
Демонстрационный фильм, созданный киностудией «Атлас медиа» (г. Ростов-на-Дону, режиссёр М. Чумак) из фрагментов панорамы П. Я. Пясецкого «Виды Транссибирской магистрали» (1894–1903 годы) в историко-мемориальном комплексе «Байкальская переправа»