14 ноября 1897 года проект С. О. Макарова был одобрен, и из государственной казны было отпущено 3 миллиона рублей. Контракт на постройку корабля был подписан также с верфью Армстронга в Ньюкасле. В разработке концепции ледокола приняли участие видные деятели российской науки, военные и инженеры: Д. И. Менделеев, Ф. Ф. Врангель, Н. И. Янковский, Р. И. Рунеберг.
Несмотря большой опыт постройки кораблей различных типов, ни у англичан, ни у русских не было ясного понимания того, каким должен быть арктический ледокол, способный преодолевать двухметровые льды. Так, первый вариант корпуса ледокола включал носовой винт, оказавшийся в Арктике неэффективным. Только реальные испытания в арктических широтах могли дать ответы на множество технических и эксплуатационных вопросов.